Известно, что сложность и полиморфизм ЗПР у дошкольников обусловливают многообраз
Содержание специального образования, его воспитательного и обучающего компонентов зависит не только от особенностей отклонений в развитии, но и от возрастного периода, в котором находится растущий человек с ограниченными возможностями.
Специальный образовательный процесс для детей с отклонениями в развитии должен протекать в специальных образовательных условиях, предполагающих: наличие современных специальных образовательных программ, учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход (применение специальных средств, методов образования, компенсации и коррекции), обеспечение адекватной среды жизнедеятельности, проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами, предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.
Н.М. Назарова констатирует, что человек с ограниченными возможностями, как и все остальные люди, в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако физические и психические недостатки изменяют развитие растущего человека. Ограничение возможностей - это интегральное изменение личности в целом. Поэтому для решения образовательной задачи такому человеку необходимо не только особым образом осваивать собственно общеобразовательные программы, но и формировать и развивать навыки социального адаптирования: ориентировку в пространстве и во времени, самообслуживание и социально-бытовую ориентацию, различные формы коммуникации, сознательную регуляцию собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность; восполнять недостатки знаний об окружающем мире, связанные с ограничением возможностей; развивать потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую сферы; формировать и развивать способности к максимально независимой жизни в обществе; вырабатывать активную и оптимистическую жизненные позиции.
Мы согласны с точкой зрения Н.Н. Малофеева, который утверждает, что в России необходимо разрабатывать свою модель, которая «работала» бы на продвижение в области интеграции структур массового и специального образования, но при этом не приводила бы к свертыванию специальных образовательных учреждений, не блокировала бы развитие системы дифференцированного специального образования. Последнее обусловлено также наличием особых образовательных потребностей у детей с отклонениями в развитии.
Как можно увидеть, в настоящее время осуществляется пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции. Специфичность и сложность современного периода в России состоит в том, что с 1991 г. по настоящее время одновременно в рамках одной и той же системы специального образования действуют разнонаправленные тенденции и подходы.
5. От равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции (Запад - с 70 гг. XX в., Россия - с 90 гг. XX в.). В Европе ведущей тенденцией развития системы образования детей с особыми потребностями, становится «включение в общий поток» (mainstreaming) или интеграция. Специфичность и сложность современного периода в Россия состоит в том, что с 1991 г. по настоящее время одновременно в рамках одной и той же системы специального образования действуют разнонаправленные тенденции и подходы.
4. От осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования (в Западной Европе -нач.ХХ в. - 70 гг. XX в., в России - нач. XX в.-90 гг. XX в.). В Западной Европе совершенствуются законодательные основы специального образования, механизмы выявления, учета и диагностики детей с нарушениями в развитии, дифференцируются виды школ и типов специального обучения. Принципиальным отличием специального образования в СССР является его цензовый характер. Постановление ЦК ВКП(б) «О всеобуче» провозгласило обязательное образование по единому государственному стандарту, не введя специализированного стандарта для учащихся с отклонениями в развитии. Отечественная научная школа дефектологии разрабатывает методологические, теоретические и методические основы специального обучения (Д.И.Азбукин, Л.С.Выготский, А.И.Дьячков, Л.В.Занков, Ю.А. Кулагин, К.С.Лебединская, А.Р.Лурия, Л.В.Нейман, М.С.Певзнер, Ф.А.Рау, Д.В.Фельдберг, Ж.И.Шиф и др.). Л.С.Выготский (1896-1934) сформулировал новые задачи специальной педагогики и специальной школы; разработал социальную педагогику, снимающую отрицательные социальные наслоения в процессе формирования личности ребенка в игровой, учебной и др. видах деятельности; сформулировал понятие «зона ближайшего и актуального развития»; разработал мысль о компенсаторных возможностях организма аномального ребенка. Необходимо отметить, что советская система специального образования, в отличие от западноевропейских, была полностью закрыта от средств массовой информации, ее развитие происходило вне диалога с обществом и заинтересованными родителями.
3. От осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование (становление системы специального образования). (на Западе - конец ХVIIIв.-нач. ХХ в., в России -1806-1927 гг.). Большинство европейских стран законодательно признает право инвалидов на образование, начинает развивать национальные системы специального образования (Австрия, Англия, Германия, Дания, Италия, Франция). И.Песталоцци (1746-1827) были обоснованы принципы работы с «тупоумными»: посильность в обучении, использование дидактических материалов, сочетание умственного и физического труда, соединение обучения с производительным трудом. Жан Итар (1775-1838) определил путь развития глубоко умственно отсталых детей - развитие с помощью тренировочных упражнений органов чувств и моторики. Мария Монтессори (1870-1952) создает ортофеническую школу для отсталых детей, где применяет систему сенсомоторного воспитания слабоумных детей. Альфред Бине и Томас Симон разработали тестовый метод психометрии, основанный на состоянии коммуникативной функции речи; определили диапазон «нормы» и отклонений от нее. В дореволюционной России была создана сеть специальных образовательных учреждений, но не была оформлена система специального образования. Е.К.Грачева (1866-1934) издала первые руководства по работе с глубоко отсталыми детьми. В.П.Кащенко (1870-1943) создал школу-санаторий для дефективных детей - прообраз последующих научно-исследовательских учреждений по проблемам аномального детства. Г.И.Россолимо (1860-1928) предложил свой психометрический метод - «метод психологических профилей», по которому предлагалось исследовать у ребенка стойкость памяти, быстроту запоминания, толкование рисунков, обнаружение нелепостей, способность комбинировать, состояние моторики, воображение, наблюдательность. На Западе и в России организуются специальные учреждения для трех категорий аномальных детей: глухих, слепых, умственно отсталых.
2. От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям (в Европе -XII в.-XVIII в., в России -нач. ХVIII в. нач.ХIХ в.). Европейскими государствами осознана возможность и целесообразность обучения детей с сенсорными нарушениями. В России же была заимствована модель организации обучения таких детей и создан прецедент открытия в столице специальных школ. В этот период Я.А.Коменский (1592-1670) высказывал убеждение о животворящей силе образования, преобразующей силе воспитания вне зависимости от существующей аномалии в развитии и поведении ребенка.
1. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов (в Европе - VIII в. до н.э. - ХII в.н.э., на Руси -X в.н.э. - XVIII в.н.э.). Длится от момента установления законов Ликурга, закрепивших право на уничтожение неполноценных до осознания государством необходимости призрения лиц с выраженными отклонениями в развитии (т.е. социальной поддержке).
Н.Н. Малофеев, исследуя эволюцию отношений государства и общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней на Западе и в России, выделил пять периодов эволюции.
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка и Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Данные положения распространяются на всех детей, в том числе имеющих отклонения в психическом и (или) физическом развитии.
Особенности воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР)
Все работы на нашем сайте являются уникальными. Вы не найдете их аналогов в бесплатном доступе, их нигде нельзя скачать!
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Внимание!!! С 24 июня по 12 июля 2012 годаперерыв в работе сайта, и в этот период заказы выполнятся не будут!!!Приносим свои извинения за временные неудобства.
    рефераты, контрольные,курсовые и дипломные работы
Статья по предмету логопедия, коррекционная педагогика. На тему Особенности воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР)
Комментариев нет:
Отправить комментарий